В системе дошкольного образования произошли большие изменения. С 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование закреплено в качестве уровня общего образования. Такой подход сделал необходимой разработку федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, который вступил в силу с 1 января 2014 года.
Разработчики стандарта заложили в документе несколько принципов, из которых самый главный-сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства, как важного этапа в общем развитии человека. Ключевая линия дошкольного детства — это приобщение к ценностям культуры, социализация ребенка в обществе, а не обучение его письму, счету и чтению. И это приобщение происходит через ведущий вид детской деятельности — игру. В системе дошкольного образования наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса. Поэтому забота о реализации права ребёнка на полноценное и свободное развитие, сегодня является неотъемлемой частью деятельности любого дошкольного учреждения.
Психологическое сопровождение – это система профессиональной деятельности педагога-психолога, охватывающая всех субъектов воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении, по созданию социально-психологических условий для полноценного проживания дошкольного детства, успешного обучения и развития детей.
Основными принципами сопровождения ребенка в условиях жизнедеятельности в условиях детского сада, являются: рекомендательный характер советов сопровождающего; приоритет интересов сопровождаемого, «на стороне ребенка», непрерывность сопровождения, комплексный подход, стремление к автономизации. Ребёнку предоставляется право и возможность быть субъектом образовательного процесса. Педагог выступает в большинстве случаев в роли организатора и равноправного партнёра, помощника в играх, познавательной деятельности и т.п. Дети же могут выбирать средства и искать способы достижения намеченных результатов совместной деятельности, выражать своё мнение, помогать друг другу, искать ошибки и исправлять их.
Одним из основных направлений деятельности нашего педагогического коллектива является создание в ДОУ системы психолого-педагогической поддержки семей, сочетающей в себе: оптимальную реализацию основной общеобразовательной программы; повышение психолого-педагогической грамотности педагогов в области взаимодействия с родителями; гармонизацию детско-родительских отношений; повышение педагогической грамотности родителей; оптимизация предметно-развивающей среды для полноценного физического и психического развития детей.
В основе деятельности ДОУ лежит: Основная образовательная программа дошкольного образования «МБДОУ «Детский сад «Золотой ключик», цель которой создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации. Программа направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру. Образовательная деятельность осуществляется в соответствии с образовательными областями с учетом используемых в ДОУ программ и методических пособий, обеспечивающих реализацию данных программ. Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области): · социально-коммуникативное развитие; · познавательное развитие; · речевое развитие; · художественно-эстетическое развитие; · физическое развитие.
На уровне нашего дошкольного учреждения задачей психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса является совместная деятельность всех специалистов по выявлению проблем в развитии детей и оказанию первичной помощи в преодолении трудностей в усвоении знаний, взаимодействии с педагогами, родителями, сверстниками. На данном уровне так же осуществляется экспертная, консультативная, просветительская работа с администрацией и педагогами. Вырабатывая общие целевые установки, единую программу работы, воспитатель и педагог-психолог становятся партнерами в совместной деятельности. Вместе они составляют наиболее рациональную программу психолого-педагогической поддержки, подбирают дидактический материал с учетом индивидуальных возможностей, предпочтений и интересов ребенка. Большое значение здесь имеет позиция администрации детского сада.
Вырабатывая единую программу работы, воспитатель и педагог-психолог становятся партнерами в совместной деятельности. Выбираются наиболее важные и приоритетные направления в психолого-педагогической работе:
• Психологическое здоровье детей и охрана прав ребенка;
• Максимальное содействие полноценному психическому и личностному развитию каждого ребенка;
• Профилактическая и пропедевтическая работа с воспитателями по развитию у детей основных личностных новообразований дошкольного детства;
• Внимание к созданию эмоционального, психологического комфорта в детском саду как профилактике психосоматических заболеваний;
• Обучение всех сотрудников ДОУ полноценному, развивающему общению с детьми;
• Подготовка детей к новой социальной ситуации развития;
• Изучение (диагностика) индивидуальных особенностей развития детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер их проявления;
• Оказание помощи детям, нуждающимся в особых обучающих программах и специальных формах организации их деятельности;
• Содействие повышению психологической компетентности сотрудников ДОУ, родителей в закономерностях развития ребенка, а также в вопросах обучения и воспитания детей.
Практика показывает, что необходима длительная и кропотливая работа педагога-психолога с педагогом по анализу условий и результатов развития воспитанника в реальном воспитательно-образовательном процессе. Очевидно, что необходимо поднять на более высокий уровень психологическую подготовку воспитателей. Значит, и на качественно более высокий уровень должно подняться взаимодействие педагога-психолога с воспитателем в деле организации воспитательно-образовательного процесса.